Выступление педагога-психолога дошкольного возраста Асаниной Инны Владимировны на семинаре «Новые подходы в организации деятельности воскресных школ» (9 апреля 2019 года, г. Ногинск Московской области)

1. О группе «Мама и малыш»

Группа «Мама и малыш» существует в нашей воскресной школе Покровского храма с. Кудиново Богородского городского округа уже третий год. В группу мы приглашаем детей от 3 до 5 лет вместе с родителями. Если дети достаточно хорошо развиты, берём детей и более младшего возраста.  В настоящее время название группы не совсем соответствует реальному положению дел – на занятия вместе с детьми приходят и папы. Об этом году у нас в группе постоянно занимаются 7 детей и их родители.

2. Условия занятий с детьми.

Для учащихся был оборудован новый класс на цокольном этаже, с отдельным выходом на улицу, где расположена спортивная площадка. В оборудовании класса принимали участие наши прихожане. Рядом находится зал для самбо с мягкими матами, где проводятся подвижные игры и занятия для детей по ритмике. Класс оборудован полками для игрушек и пособий, шкафом для материалов, столами и стульями. Стены имеют информационную роспись, которая помогает проводить занятия. Для отдыха детей есть мягкий мат и множество развивающих подушек.

Интерьер комнаты:

3. Преподаватели.

     Основные занятия ведет имеющая большой опыт работы в детском саду педагог-психолог дошкольного возраста Асанина Инна Владимировна. Игровые занятия и ритмику ведут Асанин Александр, воспитанник нашей воскресной школы, вожатый со стажем в наших детских лагерях и Кирьянова Анастасия, также учившаяся в нашей воскресной школе. Настя хорошо танцует, занимается с детьми ритмикой. Для эффективной работы преподавателя очень важен его опыт общения с маленькими детьми.

4. Занятия в группе.

     Распорядок занятий составлен так, чтобы дети имели возможность причаститься на литургии. Первое занятие — « Творчество» начинается в 10-00. В 10-20 дети идут на службу, причащаются, возвращаются в воскресную школу.  После обеда их ждут « Подвижные игры» и «Ритмика». Каждое занятие длится 15 минут.

Для детей такого возраста возможно их ознакомление лишь с некоторыми элементами Православия. В нашей группе практикуются следующие занятия:

  • Молитва перед и после окончания занятия;
  • Рассказ о больших праздниках, святых, изготовление поделок и рисунков к праздникам;
  • Подготовка к большим праздникам небольших спектаклей, при этом в создании спектакля участвуют сами дети.

Например, на Рождество дети придумали сказку о лесных зверях, которые решили встретить Рождество у самой красивой елочки в лесу. Подготовка к этой сказке заняла несколько занятий. Дети вместе с родителями готовили атрибуты, создавали объемные деревья и подарки для зверей. В качестве животных-героев этой сказки использовали куклы кукольного театра. Сказка получилась интересной! Дети озвучивали роли, двигались по сказочному лесу, родители помогали с атрибутами игры.

Особенность такой игры-сказки в том, что повторить ее невозможно. Дети играют в сказку здесь и сейчас, с тем настроением и с теми словами, которые у них есть сегодня. Репетиций в таких играх нет, если хочется сохранить спектакль, можно попросить родителей снять его на камеру незаметно от детей, чтобы не сбить появляющиеся эмоции.

Ещё одну сказку дети придумали к Пасхе. Это было сложное прохождение испытаний Маши и её брата Вани. Герои спускались в колодец, выполняли задания сказочных героев, ухаживали за самым большим деревом и в конце всех приключений получили от лесной птички яички, чтобы покрасить их к празднику Пасхи.

Особенность группы «Мама и малыш» в том, что написать единый план работы практически невозможно. План зависит:

— от возраста детей;

— от интересов детей;

— от речевого развития детей;

— и даже от сопровождающих детей взрослых.

Например, в этом году в нашей группе больше пап, чем мам, соответственно поделки из бумаги и бросового материала, строительные игры идут лучше, чем создание тряпичных кукол.

Занятия в этом году следующие.

На уроке Творчества мы создаем разные поделки, связанные с сезонными изменениями в природе и окружающем мире. Знакомим детей с главными   православными праздниками — Рождеством и Пасхой. Все поделки дети уносят с собой, но перед Пасхой просим детей сделать украшения для Воскресной школы и Пасхальной ярмарки.  Дети откликаются на такую просьбу с удовольствием.

Урок «Подвижные игры» знакомит детей с народными играми, играми с правилами, учит выполнять условия игры. Обычно в таких играх используются различные атрибуты: мячи, веревочки, ленты, шапочки, обручи, колокольчики и т. д.

Урок «Ритмики» учит детей выполнять танцевальные движения под музыку. Преподаватель не ставит своей целью научить детей танцевать или выучить определенный танец. Дети просто слушают небольшие отрывки музыкальных произведений и двигаются в соответствии с музыкой.

Небольшой видеосюжет о занятиях в нашей групп:

К нам обращались с вопросом, насколько целесообразно после причастия проводить с детьми подвижные игры. Мы, взрослые, привыкли к рекомендации после причастия хранить себя в тишине и молитвенном состоянии. Но насколько эта рекомендация применима к детям? Ведь к детям ее применить нельзя. Кроме этого выражение духовной радости может быть разным, например, вспомним царя Давида, который, когда несли ковчег Господень, «скакаше играя» — скакал и плясал пред Господом. В африканских православных церквях богослужение может проходить в сопровождении музыкальных инструментов, в том числе барабанов, под танцевальные движения.

Небольшой видеосюжет о праздновании праздника Вход Господень в Иерусалим в Кении

Кроме этого, после малоподвижных занятий, службы, обеда детям  необходимо движение.  Поэтому подвижные игры, ритмика в данном случае представляются вполне целесообразными.

Результаты:

— Дети знакомятся с отдельными понятиями Православия;

— Дети причащаются;

— Родители приобщаются к Православию и участвуют в духовном воспитании детей и в жизни прихода;

— Дети участвуют в творческих и развивающих занятиях;

— Дети старше 5 лет переходят в следующую возрастную группу «Лествица».

По данным ниже ссылкам вы можете познакомиться с материалами, которые мы используем в своей работе: